Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Microsoft Office 365 в образовании. Современное обучение и Microsoft Teams


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1
technet

technet

    Новостной бот

  • 84 сообщений
  • 0 благодарностей
1
  • Office:2016, 365, для Mac, Online
  • Windows:10

Автор статьи – Виталий Веденев (Vitaly Vedenev)

На примере Microsoft Teams Office 365 разбираю, как в ближайшем будущем изменится подход к процессу обучения, сам процесс обучения и все участники процесса обучения.

Введение

Разберем сложившуюся ситуацию:

  1. С одной стороны, существует современная гибкая методология разработки (agile-методы) [1] со своим манифестом и учитывающая тенденции к всё большому ускорению деятельности человека во всех сферах. Это предполагает умение работы в команде (активные коммуникации), быстрое освоение нововведений и внедрение их в повседневную жизнь.
  2. С другой стороны, в образовании наблюдается такая тенденция:
    «… можно наблюдать переход от одной крайности к другой: если раньше учитель был центром урока, то теперь центр урока пустует, а учителя на таком уроке нужно искать днем с огнем. Еще более контрастно этот «перегиб» виден на открытых и конкурсных уроках, когда зрители и жюри рады бы оценить деятельность учителя, его взаимодействие с детьми и умение заинтересовать их, но по факту оценивать становится нечего» [Современный урок: мифы и реальность] [2].

Как современные информационные технологии в образовании влияют на ситуацию?

Примерно два года назад я разбирал на диаграмме [Microsoft Office 365 в образовании. Использование Yammer в учебном процессе] [3] зависимость между срочностью в процессе обучения, размером аудитории и основными сервисами Office 365 в ходе одной из важнейшей составляющей учебного процесса –  коммуникациями.

Диаграмма не отображает всех средств коммуникаций, но наглядно отображает границы использования основных сервисов Office 365 для этих целей.

1

Глядя на эту диаграмму, можно сделать выводы:

  1. При индивидуальном обучении, в основном, будут задействованы возможности:
    • работа с файлами в OneDrive,
    • некоторые возможности сайтов и порталов,
    • электронная почта Outlook,
    • в случае возникновения срочных вопросов – Skype-чат [Microsoft Office 365 в образовании. Чат через Skype для бизнеса в Outlook] или мгновенный обмен сообщениями – IM (такая возможность есть в Yammer), применительно к передаче текста в режиме реального времени в виде коротких сообщений.
  2. При работе в составе группы потребуются дополнительные возможности коммуникаций в закрытой социальной сети Yammer к тому, что уже перечислено в пункте 1: общение участников учебных групп закрытой социальной сети учебного заведения в закрытой или открытой группе Yammer.
  3. Для взаимодействия групп потребуются возможности общения в Yammer, как для внутрикорпоративной социальной сети (в общей сети учебного заведения, а не только внутри групп), так и для общения, опять-таки в закрытой сети (доступ в сеть по приглашению на электронную почту) с внешними консультантами, другими участниками учебного процесса [3].

Что изменилось за два года? Произошел естественный процесс: т.к. в обучении в большинстве случаев применяется групповой подход, то естественно, что интенсивность коммуникаций и должна была быть направлена на группы, в данном примере – группы Office 365.

В целом, работа в группе средствами Microsoft Teams при правильной организации стала более активной и эффективной, чем персональная (на диаграмме AI – искусственный интеллект: программа-бот Microsoft Teams):

2

Глядя на измененную диаграмму, можно сделать выводы:

  1. Подход к индивидуальному обучению практически не изменился, но индивидуальное обучение может быть расширено результатами групповой работы в Microsoft Teams.
  2. Чат Microsoft Teams позволяет ускорить обмен информацией в группе (подгруппах), а т.к. решение расширяемое, то дополняется возможностями решений для большой аудитории (Yammer).
  3. Дальнейшее ускорение обмена информацией может быть обеспечено созданием специализированных ботов (искусственного интеллекта, AI).

Рассмотрим основные моменты организации эффективного обучения в группе средствами Microsoft Teams.

Организация обучения средствами Microsoft TeamsЗа последнее время возможности работы в группе Office 365 (ранее группа Outlook) значительно расширились [5-8]:

  1. Появился сайт SharePoint группы [5,6].
  2. Появились новые и измененные мобильные приложения [7].
  3. Изменился порядок работы с файлами в группе [8].
  4. Появилась возможность автоматизировать отдельные виды деятельности в группе с помощью Microsoft Flow [9].

Однако, появление Microsoft Teams сделало обучение в группе более естественным и оперативным, т.к. в основе коммуникаций теперь лежат не возможности почтовых рассылок в Outlook и возможностей других сервисов, а возможности чата, дополняемые размещением образовательного контента.  Образовательный контент [10] в Microsoft Teams размещается как в виде отдельных файлов, так и в виде сервисов и их ресурсов (учебное видео, обучающие сайты, закрытая социальная сеть Yammer и т.п.).

Обучаемый дополняет свои возможности в обучении первоначальным просмотром обсуждения (вопросов) по размещенным учебным ресурсам и, соответственно, сам может принять активное участие в обсуждении и получить ответы на свои вопросы как от педагога, так и от остальных членов группы.

 

Сценарий 1. Организация вводной консультации группе пользователей в Microsoft Teams

Организация начала обучения в Office 365 предполагает наличие методической инструкции для пользователей, впервые начинающих обучение в Office 365. Так, например, в инструкции [11] рассмотрен порядок входа в Office 365, настройке почты Outlook, просмотра почтовых сообщений, входа в группу Office 365 и поиска в беседах группы ссылок на обучающие ресурсы (в конкретной инструкции предлагается найти ссылку на обучающий сайт SharePoint).

Очевидно, что при организации обучения средствами Microsoft Teams будет аналогичная инструкция по входу в Office 365, поиску Microsoft Teams.

Методический материал достаточно быстро устаревает по мере появления нововведений, поэтому очень удобно иметь справочный материал по конкретному сервису (приложению). При этом у пользователя должна быть возможность задать вопрос и получить ответ в режиме реального времени (что затруднительно организовать с учетом ограничения по времени в работе педагогов).

В Microsoft Teams такая возможность создана посредством возможности задать вопрос T-Bot (искусственный интеллект) в чате и получить мгновенный ответ, кроме этого, во вкладках имеется много справочного материала (включая видео).

Единственное ограничение – это то, что N-Bot пока не понимает по-русски и справочный материал тоже на английском языке (очевидно, этот вопрос будет решен для учебных заведений):

 

 

Однако, в процессе обучения всегда имеется возможность как педагогам, так и обучаемым уточнить отдельные моменты работы в среде Microsoft Teams.

 

Сценарий 2. Организация повышения квалификации педагогов

Перед началом организации обучения в Microsoft Teams необходимо повысить квалификацию педагогов, которые должны понять основные преимущества использования Microsoft Teams по сравнению с другими вариантами организации обучения в Office 365 [12].

Одновременно необходимо рассмотреть практические примеры работы в Microsoft Teams (возможно надо не только повышать квалификацию по работе с Microsoft Teams, но и по другим направлениям (каналам)).

Для этого модератор должен создать группу и необходимые каналы (направления) повышения квалификации. При этом необходимо довести до сведения педагогов (особенно тех, кто уже работал в группе Office 365), что созданная группа – это группа Office 365 со всеми имеющимися возможностями работы в группе [6].

Канал группы в Microsoft Teams – это папка в библиотеке «Документы» сайта группы (это нужно для понимания возможностей наполнения образовательным контентом канала группы):

Последовательно необходимо изучить:

– вкладки в меню канала можно настроить в зависимости от потребностей хода обучения и расширить с помощью файлов группы, сервисов Office 365 или с помощью соединителей подключить внешние ресурсы;

– файлы в панели Teams отображают все файлы педагога, которые он разместил (или работает с ними) во всех группах;

– начинать процесс обучения в Teams достаточно просто, т.к. последние сообщения или действия отображаются в левой панели Teams «Действия» и количество новых действий отображается красным цветом;

– каждое действие в канале сопровождается обсуждением и, например, файл, размещенный в канале, помимо просмотра содержимого позволяет просмотреть ход обсуждения в правой панели окна Teams. Это особенно пригодится при повышении квалификации педагогов, т.к. итогом обучения должно быть методическое пособие для пользователей по конкретным сценариям хода обучения в Microsoft Teams;

– практическими заданиями в ходе обучения может послужить последовательное создание группы, канала и наполнение образовательным контентом с последующим тестированием и созданием дополнительных методических материалов или организация общения в чате (индивидуального и коллективного);

– «Собрания» позволяют отобразить в канале время консультаций, занятий и т.п.;

– «Планировщик» канала создает возможность для планирования хода обучения с помощью заданий (задач) конкретным участникам группы;

– в ходе общения в чате (в зависимости от установленных администратором учебного заведения правил или настроек) можно выражать эмоции (эмодзи), добавлять наклейки, файлы, проводить видеобеседы с демонстрацией рабочего стола (можно показывать основные приемы работы, например, в канале Microsoft Teams.

Перечисленные для изучения вопросы не охватывают всех возможностей Microsoft Teams, особенно с учетом расширения этих возможностей.
Сценарий 3. Образовательный контент для Microsoft Teams

В качестве образовательного контента [10] могут быть использованы не только основные файлы Microsoft Office, но и библиотеки сайтов, учебное видео, ресурсы OneNote и многое другое (см. схему ниже):

 

Сценарий 4. Технология проведения учебных занятий в чате Microsoft Teams

В дистанционном обучении чат используется как виртуальная аудитория для организации и проведения групповых учебных занятий (в том числе, и в отдельных подгруппах (каналах) группы).

Виды учебных занятий в чате:

  • проблемный семинар;
  • тематический семинар;
  • проблемно-тематический семинар
  • задачный веб-практикум;
  • лабораторный практикум в чате (с использованием презентации, материалов библиотек сайта и т.п.);
  • групповая консультация в чате (например, по этапам выполнения лабораторной или контрольной работы);
  • мастер-класс (с использованием любых дополнительных ресурсов канала).

По каждому виду проведения учебного занятия проводится подготовка контента (см. сценарий 3), размещение необходимых ссылок и файлов, публикация в общем для группы обучаемых канале («Общие») файлов-инструкций по ходу проведения занятия.

Необходимо обратить внимание на то, что педагог (педагоги) принимает постоянное участие в беседах подгрупп и отвечает на все возникающие вопросы в чате как индивидуально, так и для нескольких обучаемых.

При появлении доступности (см. сценарий 6) Microsoft Teams виды учебных занятий надо подробно разобрать и добавить, как отдельные сценарии в методическую инструкцию «Модератору. Варианты организации обучения в Office 365» с вариантами, схемами и подробными инструкциями по ходу проведения занятия.

 

 

Сценарий 5. Использование мобильного приложения Microsoft Teams в ходе очных занятий

В качестве примера выбрано мобильное приложение Microsoft Teams для Android 4.2.

Приложение позволяет коренным образом изменить подход к проведению любой формы учебных занятий, например, в ходе очной лекции можно сформулировать возникающие сразу вопросы у обучаемых с помощью мобильного устройства (без применения специальных кабинетов с ПК) педагогу в группе Microsoft Teams, на которые по завершении лекции он сразу ответит и т.д.

Приложение хорошо дополняет существующие на настоящий момент мобильные приложения [7,13] для работы с Microsoft Office 365 и позволяет еще эффективнее организовать учебный процесс:

 


 

Сценарий 6. Доступность Microsoft Teams для образования и управление

На текущий момент Microsoft Teams в Office 365 для системы образования недоступен, очевидно, доступность решения планируется в ближайшее время. Имеется предварительная возможность просмотра потенциальной настройки лицензии по ролям преподаватель – студент, а, следовательно, исключить некоторые возможности Teams для обучаемых.

В коммерческих планах настройка Teams выглядит так (есть возможность детально планировать внедрение Teams):

 

 

 

 

Выводы

 

  1. Microsoft Teams является хорошим дополнением к существующим сервисам и приложениям Office 365 для образования.
  2. Даже в существующей конфигурации Microsoft Teams позволил бы значительно изменить порядок организации обучения в среде Office
  3. Данная статья не охватывает всего разнообразия в использовании Microsoft Teams в учебном процессе.
  4. Считаю обязательным компонентом для учебных заведений – добавление во вкладки Microsoft Forms [14] для организации контроля знаний в среде Microsoft Teams.
  5. Отдельным направлением развития считаю программирование ботов (как для педагогов, так и для обучаемых) для Teams аналогично Microsoft Flow [9] (или с помощью Flow).

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гибкая методология разработки
  2. Современный урок: мифы и реальность
  3. Microsoft Office 365 в образовании. Использование Yammer в учебном процессе
  4. Microsoft Office 365 в образовании. Чат через Skype для бизнеса в Outlook
  5. Microsoft Office 365 в образовании. Новые возможности в организации обучения в группе Office 365 https://blogs.techne...ppe-office-365/
  6. Microsoft Office 365 в образовании. Организация обучения в группе Office 365. Примеры https://blogs.techne...e-365-primery/
  7. Microsoft Office 365 в образовании. Мобильная работа в группе Office 365 https://blogs.techne...ppe-office-365/
  8. Microsoft Office 365 в образовании. Просмотр файлов группы Office 365 в Outlook https://blogs.techne...-365-v-outlook/
  9. Microsoft Office 365 в образовании. Автоматизируем работу в Office 365 с помощью Microsoft Flow https://blogs.techne...microsoft-flow/


Источник: официальный блог Microsoft Office




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных