Автор статьи – Виталий Веденев (Vitaly Vedenev)
На примере Microsoft Teams Office 365 разбираю, как в ближайшем будущем изменится подход к процессу обучения, сам процесс обучения и все участники процесса обучения.
Введение
Разберем сложившуюся ситуацию:
[*]С одной стороны, существует современная гибкая методология разработки (agile-методы) [1] со своим манифестом и учитывающая тенденции к всё большому ускорению деятельности человека во всех сферах. Это предполагает умение работы в команде (активные коммуникации), быстрое освоение нововведений и внедрение их в повседневную жизнь.
[*]С другой стороны, в образовании наблюдается такая тенденция:
«… можно наблюдать переход от одной крайности к другой: если раньше учитель был центром урока, то теперь центр урока пустует, а учителя на таком уроке нужно искать днем с огнем. Еще более контрастно этот «перегиб» виден на открытых и конкурсных уроках, когда зрители и жюри рады бы оценить деятельность учителя, его взаимодействие с детьми и умение заинтересовать их, но по факту оценивать становится нечего» [Современный урок: мифы и реальность] [2].
[/list]
Как современные информационные технологии в образовании влияют на ситуацию?
Примерно два года назад я разбирал на диаграмме [Microsoft Office 365 в образовании. Использование Yammer в учебном процессе] [3] зависимость между срочностью в процессе обучения, размером аудитории и основными сервисами Office 365 в ходе одной из важнейшей составляющей учебного процесса – коммуникациями.
Диаграмма не отображает всех средств коммуникаций, но наглядно отображает границы использования основных сервисов Office 365 для этих целей.
Глядя на эту диаграмму, можно сделать выводы:
[*]При индивидуальном обучении, в основном, будут задействованы возможности:
[*]работа с файлами в OneDrive,
[*]некоторые возможности сайтов и порталов,
[*]электронная почта Outlook,
[*]в случае возникновения срочных вопросов – Skype-чат [Microsoft Office 365 в образовании. Чат через Skype для бизнеса в Outlook] или мгновенный обмен сообщениями – IM (такая возможность есть в Yammer), применительно к передаче текста в режиме реального времени в виде коротких сообщений.
[/list][*]При работе в составе группы потребуются дополнительные возможности коммуникаций в закрытой социальной сети Yammer к тому, что уже перечислено в пункте 1: общение участников учебных групп закрытой социальной сети учебного заведения в закрытой или открытой группе Yammer.
[*]Для взаимодействия групп потребуются возможности общения в Yammer, как для внутрикорпоративной социальной сети (в общей сети учебного заведения, а не только внутри групп), так и для общения, опять-таки в закрытой сети (доступ в сеть по приглашению на электронную почту) с внешними консультантами, другими участниками учебного процесса [3].
[/list]
Что изменилось за два года? Произошел естественный процесс: т.к. в обучении в большинстве случаев применяется групповой подход, то естественно, что интенсивность коммуникаций и должна была быть направлена на группы, в данном примере – группы Office 365.
В целом, работа в группе средствами Microsoft Teams при правильной организации стала более активной и эффективной, чем персональная (на диаграмме AI – искусственный интеллект: программа-бот Microsoft Teams):
Глядя на измененную диаграмму, можно сделать выводы:
[*]Подход к индивидуальному обучению практически не изменился, но индивидуальное обучение может быть расширено результатами групповой работы в Microsoft Teams.
[*]Чат Microsoft Teams позволяет ускорить обмен информацией в группе (подгруппах), а т.к. решение расширяемое, то дополняется возможностями решений для большой аудитории (Yammer).
[*]Дальнейшее ускорение обмена информацией может быть обеспечено созданием специализированных ботов (искусственного интеллекта, AI).
[/list]
Рассмотрим основные моменты организации эффективного обучения в группе средствами Microsoft Teams.
Организация обучения средствами Microsoft TeamsЗа последнее время возможности работы в группе Office 365 (ранее группа Outlook) значительно расширились [5-8]:
[*]Появился сайт SharePoint группы [5,6].
[*]Появились новые и измененные мобильные приложения [7].
[*]Изменился порядок работы с файлами в группе [8].
[*]Появилась возможность автоматизировать отдельные виды деятельности в группе с помощью Microsoft Flow [9].
[/list]
Однако, появление Microsoft Teams сделало обучение в группе более естественным и оперативным, т.к. в основе коммуникаций теперь лежат не возможности почтовых рассылок в Outlook и возможностей других сервисов, а возможности чата, дополняемые размещением образовательного контента. Образовательный контент [10] в Microsoft Teams размещается как в виде отдельных файлов, так и в виде сервисов и их ресурсов (учебное видео, обучающие сайты, закрытая социальная сеть Yammer и т.п.).
Обучаемый дополняет свои возможности в обучении первоначальным просмотром обсуждения (вопросов) по размещенным учебным ресурсам и, соответственно, сам может принять активное участие в обсуждении и получить ответы на свои вопросы как от педагога, так и от остальных членов группы.
Сценарий 1. Организация вводной консультации группе пользователей в Microsoft Teams
Организация начала обучения в Office 365 предполагает наличие методической инструкции для пользователей, впервые начинающих обучение в Office 365. Так, например, в инструкции [11] рассмотрен порядок входа в Office 365, настройке почты Outlook, просмотра почтовых сообщений, входа в группу Office 365 и поиска в беседах группы ссылок на обучающие ресурсы (в конкретной инструкции предлагается найти ссылку на обучающий сайт SharePoint).
Очевидно, что при организации обучения средствами Microsoft Teams будет аналогичная инструкция по входу в Office 365, поиску Microsoft Teams.
Методический материал достаточно быстро устаревает по мере появления нововведений, поэтому очень удобно иметь справочный материал по конкретному сервису (приложению). При этом у пользователя должна быть возможность задать вопрос и получить ответ в режиме реального времени (что затруднительно организовать с учетом ограничения по времени в работе педагогов).
В Microsoft Teams такая возможность создана посредством возможности задать вопрос T-Bot (искусственный интеллект) в чате и получить мгновенный ответ, кроме этого, во вкладках имеется много справочного материала (включая видео).
Единственное ограничение – это то, что N-Bot пока не понимает по-русски и справочный материал тоже на английском языке (очевидно, этот вопрос будет решен для учебных заведений):
Однако, в процессе обучения всегда имеется возможность как педагогам, так и обучаемым уточнить отдельные моменты работы в среде Microsoft Teams.
Сценарий 2. Организация повышения квалификации педагогов
Перед началом организации обучения в Microsoft Teams необходимо повысить квалификацию педагогов, которые должны понять основные преимущества использования Microsoft Teams по сравнению с другими вариантами организации обучения в Office 365 [12].
Одновременно необходимо рассмотреть практические примеры работы в Microsoft Teams (возможно надо не только повышать квалификацию по работе с Microsoft Teams, но и по другим направлениям (каналам)).
Для этого модератор должен создать группу и необходимые каналы (направления) повышения квалификации. При этом необходимо довести до сведения педагогов (особенно тех, кто уже работал в группе Office 365), что созданная группа – это группа Office 365 со всеми имеющимися возможностями работы в группе [6].
Канал группы в Microsoft Teams – это папка в библиотеке «Документы» сайта группы (это нужно для понимания возможностей наполнения образовательным контентом канала группы):
Последовательно необходимо изучить:
– вкладки в меню канала можно настроить в зависимости от потребностей хода обучения и расширить с помощью файлов группы, сервисов Office 365 или с помощью соединителей подключить внешние ресурсы;
– файлы в панели Teams отображают все файлы педагога, которые он разместил (или работает с ними) во всех группах;
– начинать процесс обучения в Teams достаточно просто, т.к. последние сообщения или действия отображаются в левой панели Teams «Действия» и количество новых действий отображается красным цветом;
– каждое действие в канале сопровождается обсуждением и, например, файл, размещенный в канале, помимо просмотра содержимого позволяет просмотреть ход обсуждения в правой панели окна Teams. Это особенно пригодится при повышении квалификации педагогов, т.к. итогом обучения должно быть методическое пособие для пользователей по конкретным сценариям хода обучения в Microsoft Teams;
– практическими заданиями в ходе обучения может послужить последовательное создание группы, канала и наполнение образовательным контентом с последующим тестированием и созданием дополнительных методических материалов или организация общения в чате (индивидуального и коллективного);
– «Собрания» позволяют отобразить в канале время консультаций, занятий и т.п.;
– «Планировщик» канала создает возможность для планирования хода обучения с помощью заданий (задач) конкретным участникам группы;
– в ходе общения в чате (в зависимости от установленных администратором учебного заведения правил или настроек) можно выражать эмоции (эмодзи), добавлять наклейки, файлы, проводить видеобеседы с демонстрацией рабочего стола (можно показывать основные приемы работы, например, в канале Microsoft Teams.
Перечисленные для изучения вопросы не охватывают всех возможностей Microsoft Teams, особенно с учетом расширения этих возможностей.
Сценарий 3. Образовательный контент для Microsoft Teams
В качестве образовательного контента [10] могут быть использованы не только основные файлы Microsoft Office, но и библиотеки сайтов, учебное видео, ресурсы OneNote и многое другое (см. схему ниже):
Сценарий 4. Технология проведения учебных занятий в чате Microsoft Teams
В дистанционном обучении чат используется как виртуальная аудитория для организации и проведения групповых учебных занятий (в том числе, и в отдельных подгруппах (каналах) группы).
Виды учебных занятий в чате:
[*]проблемный семинар;
[*]тематический семинар;
[*]проблемно-тематический семинар
[*]задачный веб-практикум;
[*]лабораторный практикум в чате (с использованием презентации, материалов библиотек сайта и т.п.);
[*]групповая консультация в чате (например, по этапам выполнения лабораторной или контрольной работы);
[*]мастер-класс (с использованием любых дополнительных ресурсов канала).
[/list]
По каждому виду проведения учебного занятия проводится подготовка контента (см. сценарий 3), размещение необходимых ссылок и файлов, публикация в общем для группы обучаемых канале («Общие») файлов-инструкций по ходу проведения занятия.
Необходимо обратить внимание на то, что педагог (педагоги) принимает постоянное участие в беседах подгрупп и отвечает на все возникающие вопросы в чате как индивидуально, так и для нескольких обучаемых.
При появлении доступности (см. сценарий 6) Microsoft Teams виды учебных занятий надо подробно разобрать и добавить, как отдельные сценарии в методическую инструкцию «Модератору. Варианты организации обучения в Office 365» с вариантами, схемами и подробными инструкциями по ходу проведения занятия.
Сценарий 5. Использование мобильного приложения Microsoft Teams в ходе очных занятий
В качестве примера выбрано мобильное приложение Microsoft Teams для Android 4.2.
Приложение позволяет коренным образом изменить подход к проведению любой формы учебных занятий, например, в ходе очной лекции можно сформулировать возникающие сразу вопросы у обучаемых с помощью мобильного устройства (без применения специальных кабинетов с ПК) педагогу в группе Microsoft Teams, на которые по завершении лекции он сразу ответит и т.д.
Приложение хорошо дополняет существующие на настоящий момент мобильные приложения [7,13] для работы с Microsoft Office 365 и позволяет еще эффективнее организовать учебный процесс:
Сценарий 6. Доступность Microsoft Teams для образования и управление
На текущий момент Microsoft Teams в Office 365 для системы образования недоступен, очевидно, доступность решения планируется в ближайшее время. Имеется предварительная возможность просмотра потенциальной настройки лицензии по ролям преподаватель – студент, а, следовательно, исключить некоторые возможности Teams для обучаемых.
В коммерческих планах настройка Teams выглядит так (есть возможность детально планировать внедрение Teams):
Выводы
[*]Microsoft Teams является хорошим дополнением к существующим сервисам и приложениям Office 365 для образования.
[*]Даже в существующей конфигурации Microsoft Teams позволил бы значительно изменить порядок организации обучения в среде Office
[*]Данная статья не охватывает всего разнообразия в использовании Microsoft Teams в учебном процессе.
[*]Считаю обязательным компонентом для учебных заведений – добавление во вкладки Microsoft Forms [14] для организации контроля знаний в среде Microsoft Teams.
[*]Отдельным направлением развития считаю программирование ботов (как для педагогов, так и для обучаемых) для Teams аналогично Microsoft Flow [9] (или с помощью Flow).
[/list]
Список использованной литературы
[*]Гибкая методология разработки
[*]Современный урок: мифы и реальность
[*]Microsoft Office 365 в образовании. Использование Yammer в учебном процессе
[*]Microsoft Office 365 в образовании. Чат через Skype для бизнеса в Outlook
[*]Microsoft Office 365 в образовании. Новые возможности в организации обучения в группе Office 365 https://blogs.techne...ppe-office-365/
[*]Microsoft Office 365 в образовании. Организация обучения в группе Office 365. Примеры https://blogs.techne...e-365-primery/
[*]Microsoft Office 365 в образовании. Мобильная работа в группе Office 365 https://blogs.techne...ppe-office-365/
[*]Microsoft Office 365 в образовании. Просмотр файлов группы Office 365 в Outlook https://blogs.techne...-365-v-outlook/
[*]Microsoft Office 365 в образовании. Автоматизируем работу в Office 365 с помощью Microsoft Flow https://blogs.techne...microsoft-flow/
[/list]
[*]Office 365 в образовании. Создание образовательного контента для Office Введение http://vedenev.livej....com/14700.html
[*]Инструкция пользователю учебного заведения по входу в Office Вариант 1. Пользователь уже зачислен в учебную группу https://docs.com/vitaly-vedenev/7236
[*]Модератору. Варианты организации обучения в Office 365 https://docs.com/vitaly-vedenev/5818
[*]Пользователю. Как получить доступ к учебным материалам на мобильных устройствах? https://docs.com/vitaly-vedenev/3539
[*]Преподавателю. Организация контроля знаний в Office 365 https://docs.com/vitaly-vedenev/1960
[/list]Источник: официальный блог Microsoft Office